Славное море, священный Байкал

Ещё неделю назад я была на Байкале… Байкал! Кто ж не знает, что это такое? Самое глубокое пресноводное озеро мира — это мы помним ещё с уроков географии в средней школе. Но увидеть это чудо своими глазами удаётся далеко не каждому. Моя мечта сбылась этим летом. Я побывала на Байкале. Думаю, стоит объяснить, как я там оказалась?! Я стала участницей XII Байкальской международной экологической школы (БМШ), которая проходила с 20 по 30 июля в Танхое.

Ещё Летом 2020 года я выиграла путевку от московской компании «Экобезопасность» в творческом конкурсе «Здоровье планеты? В моих руках!». Вместе с моей командой из Медиацентра «Три кита» мы создали видео про экопривычки. Главным призом конкурса и была поездка на Байкал. Летом 2020 поездка не состоялась, из-за карантина её перенесли на этот год. И вот я получаю заветную путёвку и с большим нетерпением жду 19 июля — день отъезда.

Поезд до Москвы, 6 часов перелёта на самолёте и ещё 3 часа трансфера. Вуаля, я совсем в другой части России! За Уральскими горами я впервые. Нас довезли до небольшого посёлка Танхой, который является ж/д станцией. Тут совсем другой климат, воздух и даже атмосферное давление, а ещё разница во времени + 5 часов. Конечно, нужно время для того, чтобы привыкнуть к новым условиям.

Байкальская международная экологическая школа (БМШ) - что это такое? Поначалу может показаться, что это обычная смена в лагере. Но на самом деле, общее с лагерем здесь только общение со сверстниками и море эмоций, а в целом всё гораздо серьёзнее.

В этом году из разных регионов нашей страны, а также из Белоруссии, приехали 58 юных ученых, в основном биологов и физиков. В сравнении с прошлыми Байкальскими школами, такой состав считается малочисленным, обычно БМШ собирает до 100 человек.

Сначала идёт распределение по секциям, здесь у каждого есть выбор: попробовать что-то новое или поработать в своем направлении. А выбирать есть из чего: от биомониторинга (изучение флоры Бурятии) до секции «хай-тек», благодаря которой можно научиться моделированию. Участникам дается 8 дней на реализацию своих исследовательских работ. Каждой секции за такой короткий срок предстоит проделать множество опытов и наблюдений, взять несколько проб, изучить природу Бурятии и многое другое. Благодаря опытным наставникам сделать это получается быстро и качественно.

«Цель Байкальской Международной школы — дать детям опыт по работе над серьёзными проектами. Неделя на отработку полноценного исследования — ну, сами понимаете, как это непросто. Кто-то приезжает уже с опытом, а кто-то первый раз сталкивается с подобным. У ребят появляется возможность работать в полевых условиях, с химическими препаратами, с которыми работают в институтах, как, например, в вагоне-лаборатории. А вообще на БМШ самое главное - это обмен опытом»

Анна Иннокентьевна Попова. Руководитель программы Байкальской Международной школы

Кроме того, на базе школы проходит конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского. Байкальская школа является одним из промежуточных туров этого серьёзного конкурса. Участники привозят готовые стендовые работы и представляют их жюри. После экспертной оценки победители поедут в Москву на следующий этап. Такую возможность нельзя упустить! Мне удалось поговорить с Кириллом Семутниковым из московской школы №117. Он работает над актуальной и очень серьёзной темой.

«Клетки рака приобретают сопротивляемость организма к воздействию различных факторов препарата, который называется метформин. Нашей задачей было выяснить причины её устойчивости и устранить. Я не был готов на 100 процентов и не знал до конца, буду ли выступать. Мне сказали о некоторых минусах, которые я собираюсь исправить в ближайшее время».

Кирилл Семутников. Школа №117 г.Москва

С 2020 года появился ещё один интересный способ обучения. Учитывая современные тенденции, вы могли догадаться, что это онлайн-школа. «Открывая Байкал» стало отличной альтернативой очной школы, с экспертами, лекциями и мастер-классами. После прохождения курса онлайн-школы, участники, победив в конкурсе исследовательских работ, могли поехать на БМШ. На смене я познакомилась с Ксюшей Митрушиной, которая попала сюда как раз благодаря онлайн-школе. Она приехала из города Арзамас Нижегородской области. Ксюша выбрала гуманитарное направление. Ребята работали над произведениями о Байкале, раскрывали образы героев и анализировали произведения. Конечно, заменить он-лайном БМШ всё равно не получится, ведь дышать байкальским воздухом, просыпаться в комнате с видом на горы и общаться со своими коллегами можно только тут.

Наверное, вам любопытно узнать, чем ещё был наполнен наш день? Каждое утро перед нами стоит выбор: пойти на утреннюю зарядку или проснуться на 30 минут раньше и сходить на йогу. Лично для себя я выбрала второй вариант и не пожалела. Утро проходило просто фантастически: сначала практика йоги прямо на берегу Байкала, после чего желающие могли искупаться в бодрящем озере. Каждый день после завтрака начинались занятия в своих секциях, на них ребята работали над своими проектами, писали исследовательские работы. После обеда — либо прогулки на улице, либо лекции от экспертов и спикеров. К вечеру, если честно, мы уже успевали устать от потока информации, поэтому наш массовик-затейник Светлана Андреевна ежедневно готовила для нас вечернюю программу.

За 11 дней нам успели показать три необычных места. Со мной многие согласятся, что самая запоминающаяся точка это Хамар-Дабан. Этот горный хребет интересен тем, что за один 6-часовой поход можно увидеть горную речку, водопад, диких животных и многообразный таёжный лес. Было сложно проходить по 12 км, но это того стоило. Мы увидели след медвежонка, рассмотрели ядовитые растения (которые все так и норовили понюхать) и набрали холодную воду из горной реки. По-моему, это просто сказочное место.

С флорой Байкала лучше всего знакомиться на Большой Байкальской тропе. Это выложенные деревянные настилы, они позволяют без труда насладиться красотой леса и пройти по удобному маршруту в сопровождении эксперта. Ребята, которые занимались на секции биомониторинг неоднократно приходили сюда для получения данных для своих исследований. Есть здесь как привычные для средней полосы растения, так и занесенные в Красную книгу. По словам основоположника Байкальской тропы, Андрея Яковлевича Сукнева, строительство ещё продолжается и пока планируется проложить маршрут 200-250 км. Можете себе представить эти масштабы?

Побывать на Байкале и не узнать его историю?! Нет, это не про нас. Об этом лучше всего рассказывают в визит-центре Байкальского заповедника. Думаете, как это выглядит?! Стенды с информацией, карты, скучные экскурсоводы?! Только не здесь! В этом визит-центре всё по-другому. Здесь активно используют современные технологии, позволяющие погрузиться в историю самого глубокого озера мира. Кроме того, здесь наглядно можно изучить экологическую ситуацию на Байкале и во всём мире. А сколько здесь интересного про местных животных и птиц!

БМШ – это не только про экологию. Здесь было много мастер-классов и тренингов, направленных на личностное развитие. Для меня самым полезным было узнать, как можно избавиться от стресса на публичных выступлениях. Ещё были лекции по профориентации и, конечно, мы много говорили про эко-привычки.

Ни один день у меня не проходил без прогулки по берегу Байкала. Два раза мы встречали закат у озера и пели песни под гитару, несколько раз прокладывали для себя новые тропинки на Большой Байкальской тропе с выходом на Байкал, просто сидели на камнях и наслаждались моментом. Это древнее озеро хранит вековую историю, имеет свои легенды, культуру и особую энергетику. Вместе с тем Байкал объединяет десятки талантливых, умных и креативных школьников, которые обязательно внесут свой вклад в изучение, сохранение и развитие этого великолепного места.

Спасибо, БМШ! Спасибо, Байкал! До новых встреч!

Текст и фото Дарьи Хрипуновой